Менюшка
- Большевики Казахстана
- Из историографии
- У истоков
- На новом этапе
- «Крепко взявшись за руки »
- Накануне революции
- Проникновение марксистских идей
- Формирование организаций РСДРП
- Структура групп РСДРП
- Состав с д групп
- Политическая направленность
- Связь с соседними организациями
- Подпольные библиотеки
- Издательское дело
- Материальные и финансовые источники
- Ленинское слово в казахской степи
- Первая легальная большевистская газета
- За идейное сплочение рабочих
- Большевики разоблачают
- Подготовка маевки
- В период подъема революции
- В дни Октября 1905 года
- Почтовотелеграфная стачка
- Знамя пролетарского интернационализма в казахской степи
- Первые итоги 1905 года
- Революция продолжается
- Семипалатинская всеобщая стачка
- Рост пролетарской солидарности
- Во главе арьергардных боев
- В борьбе за крестьянские массы
- Социалдемократы в деревне и ауле
- Социалдемократы среди солдат
- Газеты для солдат
- Укрепление связей социалдемократов с солдатами
- Большевики среди казаков
- Братство рожденное в общей борьбе
- Стержень идеологической работы
- Пропаганда ленинской национальной политики
- Формы работы большевиков среди казахских трудящихся
- На гребне революционной волны
- Основа объединения трудящихся различных национальностей
- Аграрное движение — составная часть национальноосвободительной борьбы
- В борьбе с буржуазным национализмом
- Молодежь в революции
Казахский филиал кадетской партии ...
Представители буржуазно-реформистского движения на так называемом «делегатском съезде пяти областей», состоявшемся в конце 1905 года в Уральске, приняли программу кадетской партии — ведущей партии либерально-монархической буржуазии и оформили ее казахский филиал, явившийся предшественником контрреволюционной буржуазно-националистической партии «Алаш». Его организаторы — Алихан Букейханов (Семипалатинск), Ахмет Байтурсунов (Тургай), Бахитжан Каратаев (Уральск), Мухамеджан Тынышпаев, Б. Сыртанов (Семиречье) и другие все активнее выступали против собственного народа, шли на сделку с царизмом. Они пытались возглавить национальное движение, чтобы сбить трудящихся с революционного пути, повести их за собой. В этом суть деятельности всех делегаций, которых они направляли с петициями в Петербург.
Казахский филиал кадетской партии отнюдь не являлся массовой организацией, он объединял верхушку казахской националистической интеллигенции, которая, выражая интересы крупных баев-полуфеодалов, нарождавшейся казахской буржуазии, была политически инертной, всецело следовала за кадетами, мекавшими соглашения с царизмом. Своим идеалом она считала конституционную монархию и земское самоуправление. Ее оппозиционность не исключала преданности царизму, на что их толкали классовые интересы и страх перед собственным народом, поднимавшимся на революционную борьбу. Это еще раз подтверждало слова В. И. Ленина о том, что буржуазия «предает интересы свободы, родины, языка и нации, когда встает перед ней революционный пролетариат» 12. Широко известно ленинское определение, что в национализме угнетенной нации есть общедемократический элемент. Говоря о представителях казахской национальной интеллигенции тех лет, мы видим проявления этого демократизма у многих. Но одни из них ограничивали его рамками либерального плана, другие шли дальше. Большевики же никогда и ни при каких обстоятельствах не забывали об исключительном значении этого демократизма и не чурались тех деятелей, которые подавали свой голос протеста против реакционной политики самодержавия. Широко известен факт общения большевика Е.