Менюшка
- Большевики Казахстана
- Из историографии
- У истоков
- На новом этапе
- «Крепко взявшись за руки »
- Накануне революции
- Проникновение марксистских идей
- Формирование организаций РСДРП
- Структура групп РСДРП
- Состав с д групп
- Политическая направленность
- Связь с соседними организациями
- Подпольные библиотеки
- Издательское дело
- Материальные и финансовые источники
- Ленинское слово в казахской степи
- Первая легальная большевистская газета
- За идейное сплочение рабочих
- Большевики разоблачают
- Подготовка маевки
- В период подъема революции
- В дни Октября 1905 года
- Почтовотелеграфная стачка
- Знамя пролетарского интернационализма в казахской степи
- Первые итоги 1905 года
- Революция продолжается
- Семипалатинская всеобщая стачка
- Рост пролетарской солидарности
- Во главе арьергардных боев
- В борьбе за крестьянские массы
- Социалдемократы в деревне и ауле
- Социалдемократы среди солдат
- Газеты для солдат
- Укрепление связей социалдемократов с солдатами
- Большевики среди казаков
- Братство рожденное в общей борьбе
- Стержень идеологической работы
- Пропаганда ленинской национальной политики
- Формы работы большевиков среди казахских трудящихся
- На гребне революционной волны
- Основа объединения трудящихся различных национальностей
- Аграрное движение — составная часть национальноосвободительной борьбы
- В борьбе с буржуазным национализмом
- Молодежь в революции
Щербакова был организован нелегальный ...
В конце того же года в Кустанае по инициативе участника марксистского кружка Казанской учительской семинарии Е. В. Щербакова был организован нелегальный кружок из молодых учителей. В его состав вошли М. Попов, Д. П. Пустовалов и др. В нем, как отмечают в своих воспоминаниях 3. П. Толстых и В. П. Решетняк, изучались «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, работы В. И. Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», «Что делать?» и др.6
Передовые представители революционной молодежи вступали в большевистскую партию, становились организаторами марксистских кружков и социал-демократических групп. Так, студент-марксист Я. А. Мирошхин—уроженец г. Гурьева, выходец из среды трудового казачества во время обучения в Петербургском университете в 1904 году вступил в ряды РСДРП и примкнул к большевикам. В том же году, во время каникул, находясь в Уральске, он явился одним из организаторов местного марксистского кружка, объединившего несколько учащихся средних школ 7.
В условиях начавшегося штурма царизма Владимир Ильич призывал партийные организации активнее, шире привлекать молодежь к революционной работе. Необходимо, указывал он, везде и всюду организовывать боевые дружины, начинать военное обучение молодежи на операциях по уничтожению агентов охранки и отдельных полицейских, учить в бою. В одном из писем в Россию в феврале 1905 года В. И. Ленин писал: «В России людей тьма, надо только шире и смелее, смелее и шире, еще раз шире и еще раз смелее вербовать молодежь, не боясь ее. Время военное. Молодежь решит исход всей борьбы, и студенческая, и еще больше рабочая молодежь» 8. Владимир Ильич настоятельно советовал учить молодых революционеров «социал-демократической науке» 9.