Менюшка
- Большевики Казахстана
- Из историографии
- У истоков
- На новом этапе
- «Крепко взявшись за руки »
- Накануне революции
- Проникновение марксистских идей
- Формирование организаций РСДРП
- Структура групп РСДРП
- Состав с д групп
- Политическая направленность
- Связь с соседними организациями
- Подпольные библиотеки
- Издательское дело
- Материальные и финансовые источники
- Ленинское слово в казахской степи
- Первая легальная большевистская газета
- За идейное сплочение рабочих
- Большевики разоблачают
- Подготовка маевки
- В период подъема революции
- В дни Октября 1905 года
- Почтовотелеграфная стачка
- Знамя пролетарского интернационализма в казахской степи
- Первые итоги 1905 года
- Революция продолжается
- Семипалатинская всеобщая стачка
- Рост пролетарской солидарности
- Во главе арьергардных боев
- В борьбе за крестьянские массы
- Социалдемократы в деревне и ауле
- Социалдемократы среди солдат
- Газеты для солдат
- Укрепление связей социалдемократов с солдатами
- Большевики среди казаков
- Братство рожденное в общей борьбе
- Стержень идеологической работы
- Пропаганда ленинской национальной политики
- Формы работы большевиков среди казахских трудящихся
- На гребне революционной волны
- Основа объединения трудящихся различных национальностей
- Аграрное движение — составная часть национальноосвободительной борьбы
- В борьбе с буржуазным национализмом
- Молодежь в революции
Как свидетельствуют эти и аналогичные ...
Как свидетельствуют эти и аналогичные факты, в Казахстане революционно-демократическое направление в национальном движении ширилось, завоевывало признание в массах, становилось под пролетарское руководство. Большевистская национальная политика равноправия и братства народов завоевывала все большую популярность и влияние среди казахских масс и их передовых представителей. Было бы неправильно не замечать или с буртовым игнорировать либерально-реформистское национализмом направление в национальном движении Казахстана. Нарождавшаяся казахская буржуазия и близкая к ней буржуазная интеллигенция, тесно связанные с русской буржуазией, пошли по пути соглашательства с кадетами и поддержки их идей мирного сговора с самодержавием. Это проявилось в создании местных отделений кадетской партии и групп Всероссийского мусульманского союза. Представители казахской буржуазной интеллигенции во главе с Алдханом Букейхановым, Ахметом Байтурсуновым, Мержакупом Дулатовым, Мухамеджаном Тынышпаевым и др. в программе, предусматривавшей культурно-национальную автономию, рассчитывали на решение национального вопроса с помощью реформ при существовавшем в России монархическом строе. Это была лишь одна струя национального движения, причем наиболее слабая и наименее опасная для царизма — либерально-реформистская. Это движение не народа,— а лишь его эксплуататорской верхушки — баев-полуфеодалов, ее идеологов — буржуазных националистов, восторженно встретивших Манифест 17 октября 1905 года. Это буржуазно-реформистское движение дальше верноподданнических петиций, собраний с громкими речами, куцыми резолюциями и прошениями, участия в мусульманских съездах не пошло. Его представители ограничивались требованиями свободы вероисповедания, национальной культуры, равноправия родного языка, что, естественно, в тогдашних условиях было не осуществимо. Верноподданнические петиции баев, буржуазно-националистической интеллигенции шли из Казалинского, Аулие-Атинского, Тургайского, Уральского и других уездов.