Менюшка
- Большевики Казахстана
- Из историографии
- У истоков
- На новом этапе
- «Крепко взявшись за руки »
- Накануне революции
- Проникновение марксистских идей
- Формирование организаций РСДРП
- Структура групп РСДРП
- Состав с д групп
- Политическая направленность
- Связь с соседними организациями
- Подпольные библиотеки
- Издательское дело
- Материальные и финансовые источники
- Ленинское слово в казахской степи
- Первая легальная большевистская газета
- За идейное сплочение рабочих
- Большевики разоблачают
- Подготовка маевки
- В период подъема революции
- В дни Октября 1905 года
- Почтовотелеграфная стачка
- Знамя пролетарского интернационализма в казахской степи
- Первые итоги 1905 года
- Революция продолжается
- Семипалатинская всеобщая стачка
- Рост пролетарской солидарности
- Во главе арьергардных боев
- В борьбе за крестьянские массы
- Социалдемократы в деревне и ауле
- Социалдемократы среди солдат
- Газеты для солдат
- Укрепление связей социалдемократов с солдатами
- Большевики среди казаков
- Братство рожденное в общей борьбе
- Стержень идеологической работы
- Пропаганда ленинской национальной политики
- Формы работы большевиков среди казахских трудящихся
- На гребне революционной волны
- Основа объединения трудящихся различных национальностей
- Аграрное движение — составная часть национальноосвободительной борьбы
- В борьбе с буржуазным национализмом
- Молодежь в революции
Это было писал он национальноосвободительное ...
Вместе с тем в отличие от многих других авторов того времени он подчеркивал ее влияние. «В 1905—1906 гг. политическая мысль получает среди киргизской интеллигенции более отчетливое оформление, и в ее среде, преимущественно тяготевшей к кадетам, появляются и левые группировки, примыкающие к эсерам и к социал-демократам» (стр. 219).
Недооценка, а то и прямое отрицание участия трудящихся масс коренного населения характерны для многих исследователей 20-х годов в Туркестане. Так, известный в среднеазиатской и казахстанской историографии Е. Федоров, сам участник революции 1905—1907 годов в Ташкенте, (эсер в 1907—1918 гг.), в статье «1905 год и коренное население Туркестана», опубликованной в 10—11-й книгах журнала «Новый Восток» за 1925 год, подводя итоги, писал: «1905 год глубоко затронул, привел в движение только русское население Туркестана, оставив в стороне массы дехкан и ремесленников туземцев». Лишь кое-где, например, в гор. Старом Ташкенте, Казалинске, в Аулие-Ате и в Джетысуй-ской (Семиреченской) области туземное купечество встрепенулось и откликнулось на события 1905 года собраниями, вынесениями резолюций, составлениями петиций на имя гр. Витте, генерал-губернатора или царя. Это было, писал он, национально-освободительное буржуазное движение коренного населения 12. Заключал Е. Федоров свою статью следующими словами: «В 1905 году в Туркестане не было той социальной силы среди коренного населения, которая могла бы развить толчок, полученный революцией 1905 года» 13. Еще более откровенно эта мысль была им сформулирована в «Очерках национально-освободительного движения в Средней Азии», вышедших в том же 1925 году в Ташкенте 14. Г. Тогжанов в статье «Наше прошлое и настоящее», опубликованной в №№ 5, 6, 7 журнала «Кызыл-Казахстан» за 1927 год, отрицая опыт революции 1905 года как школы революционного воспитания казахских трудящихся масс, писал, что «до революции (имеется в виду Октябрьская социалистическая революция 1917 года. — П. П.) единственное политическое воспитание мы получили только от националистов». Так, вольно или невольно отрицались роль революции 1905—1907 годов и партии большевиков в пробуждении и политическом воспитании трудящихся масс коренного населения, участие его в революции.